По информации, которой располагает «Главком», следующее заседание
парламента может состояться уже 14 августа. И кроме ключевого вопроса -
внесения изменений в Конституцию, по инициативе премьер-министра на этом
же заседании готовятся кадровые изменения в составе правительства. В
частности, будет назначен новый министр экологии, обсуждается ротация
главы Минздрава. В стадии дискуссии - назначение вице-премьера по
вопросам евроинтеграции. Об интригах в этих ведомствах «Главком»
расскажет в ближайших публикациях.
А вот судьба министра инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский,
кажется, уже решена. По сути, если за персоной Шевченко просматривалась
тень Онищенко, то в случае с Пивоварским злые языки утверждали, что
должность он получил не без протежирования известного олигарха,
народного депутата Игоря Еремеева.
Дело в том, что до назначения Пивоварский трудился на посту
генерального директора группы «Континиум», которая подконтрольна
Еремееву. Соответственно, возникли подозрения, что на новом месте Андрей
Николаевич займется лоббированием бизнес интересов олигарха. В самом
деле, уже скоро абсолютным монополистом в поставках ГСМ для
«Укрзализныци» стала еремеевская компания «WOG» (лишь спустя полгода один из топливных тендеров «милостиво» отдали компании ОККО).
По другой версии, протекцию Пивоварскому составил основатель инвестиционной компании Dragon capital Томаш Фиала, имеющий влияние на президента Порошенко. До перехода к Еремееву будущий министр возглавлял инвестиционно-банковский департамент Dragon. К слову, Пивоварский не забывает своих коллег по инвестиционной компании. Многие ее бывшие сотрудники нашли пристанище в Мининфраструктуры в качестве аналитиков. Чем занимаются дрэгоновцы в министерстве догадаться не сложно. Бизнес инвестиционных компаний заключается в поиске привлекательных активов для перепродажи. Эксперты проводят due diligence (всестороннюю оценку) предприятий, сводят покупателей и продавцов. По результатам сделки инвестиционная компания получает комиссию. Так что, мало у кого возникают сомнения в том, кто именно будет стоять за предстоящей приватизацией госактивов транспортной отрасли.
Так или иначе, надежды на Пивоварского возлагались большие. Казалось «гарвардский мальчик» способен совершить чудо. Но почти с первых же дней на новом посту Андрею Пивоварскому пришлось… оправдываться. Министр даже признался, что не знает, что и делать, чтобы люди поверили в то, что в его действиях нет нечистоплотного лоббизма.
Но вот в пиаре министр преуспевает. Количество интервью Пивоварского исчисляется десятками. »Мы делаем», «мы реформируем», «мы ждем результатов» - вот лейтмотив выступлений в прессе. На конкретные запросы от СМИ в ведомстве Пивоварского предпочитают не отвечать.
Подборка интервью министра - это летопись его невыполненных обещаний и проваленных прожектов. За примерами далеко ходить не надо. Одно из главных проектов главы Мининфраструктуры – проект «Открытое небо», согласно которому в Украину зайдут американские и европейские авиакомпании, а количество прямых перелетов значительно увеличится. Те, кто часто летает, знает, что особых подвижек в этой сфере, увы, нет. Что делает в этой ситуации Андрей Пивоварский? Правильно, оправдывается. По его словам, запуск проекта блокируют зарубежные партнеры. В частности, Великобритания и Испания не могут договориться по поводу принадлежности Гибралтара. Вот как только договорятся, сразу и полетят в Украину. А сколько шумихи поднято вокруг подписания «открытого неба» с Америкой. Хотя почти все специалисты признают – на количество рейсов документ не повлияет. Как и на цену билетов.
Еще одно громкое заявление министра - создать оптимальные условия для появления новых игроков на рынке авиаперелетов. Пивоварский обещает сделать все, чтобы в Украину «зашли» другие авиакомпании, в частности, лоу-костер «Атлас-джет». Проходит некоторое время и Пивоварский вновь оправдывается: победить МАУ очень трудно, их юристы в судах сводят на нет любые инициативы по расширению рынка. А вот новому губернатору Одесской области Михаилу Саакашвили оказалось «несложно»: достаточно было устроить разгон в Госавиаслужбе, »наехав» на ее главу Дениса Антонюка, как чиновники разрешили «Атлас-джет» осуществлять перелеты.
Не обошлось без помощи Саакашвили и в борьбе с коррупционерами в портовой отрасли. Не секрет, что один из самых «проблемных» портов в Украине – Ильичевский. Его директора – Юрия Крука критиковали уже давно. В Мининфраструктуры открыто называли его «вором», что не помешало министерству отметить кадровый конкурс в ИМТП, оставив Крука в бессрочном статусе и.о. В ведомстве привычно оправдывались: это произошло, поскольку Ильичевский порт попал в список предприятий с наиболее крупными активами. А для таких компаний кадровые конкурсы проводятся по особой процедуре. Отстранить Крука удалось лишь после вмешательства одесского губернатора.
С кадровыми конкурсами у министра вообще не ладится: почти на каждом госпредприятии из сферы министерства работают руководители с приставками «и.о.». Одна из немногих госкомпания под юрисдикцией министерства, где появился постоянный руководитель – аэропорт «Львов». Правда, не успел новый директор, назначенный Пивоварским, вступить в должность, как тут же оскандалился в истории с завышением цен на топливо.
Реформа «Укравтодора» от Пивоварского – очередной воздушный замок. Министр уверяет, что благодаря созданию Дорожного фонда в Украине наконец-то появятся качественные дороги. Чиновник пытается убедить нас, что от перекладывания купюр из одного кармана в другой общая сумма обязательно возрастет! Неужели он искренне верит, что в следующем году правительство прекратит затыкать бюджетные дары «дорожными деньгами»? И что распределение функций «Укравтодора» повысит качество работ? В Украине были прецеденты, когда увеличение числа проверяющих привело к позитивному результату?
А проект концессионной дороги «Львов-Краковец»? Консорциум «Украинские транспортные магистрали» уже планировал строить эту дорогу в 1999 году под гарантии государства обеспечить не менее 40% финансирования. Второму претенденту - компании Bouygues Украина давала возможность строить дороги в 2005 году, заключив соглашение на 7 миллиардов евро. Каков результат? Ноль. Эксперты утверждают, что трафик по маршруту Львов-Краковец слишком низкий, чтобы обеспечить коммерческую привлекательность проекта. Пивоварский на публике не скрывает радости от того, что нашлись желающие строить дорогу. Но за чей счет? Украина вновь наберется кредитов под госгарантии?
Обещание главы Мининфраструктуры внедрить автоматизированнуюсистемы весового контроля для грузовиков чем дальше, тем все больше походят на откровенную насмешку. Сроков ее появления никто не знает, зато верная «тень министра» Владимир Шульмейстер предлагает заняться этим вопросом…общественности, записывая нарушения на видеокамеру. Каким образом можно взвесить грузовики при помощи видеосъемки чиновник, впрочем, не уточнил.
Реорганизация »Укрзализныци» - еще одна масштабная авантюра. Под
руководством министра происходит сдача частным операторам всех
прибыльных грузоперевозок. Убыточные пассажирские перевозки предлагается
переложить на плечи местной власти. Результат предсказуем – «социальный
заказ» не будут оплачен, вместо поездов пассажирам предложат пересесть
на автобусы. Новый руководитель «Укрзализныци» уже анонсировал такую
инициативу.
Стоит отметить, что под раздачу регулярно попадает не только министр, но и его ближайшее окружение. Первый заместитель Владимир Шульмейстер – один из самых скандальных персонажей в правительстве. Бывший топ-менеджер сети «Фокстрот», которого по информации СМИ уволили за злоупотребления, персона нон-грата в большинстве крупных компаний.
Еще один заместитель Пивоварского - Юрий Васьков – был замечен в лоббировании интересов олигархов, а также выведении государственных компаний из-под юрисдикции Мининфраструктуры. Кроме того, Андрей Пивоварский весьма благосклонно относится к руководителю одного из ключевых предприятий в системе железнодорожных перевозок – компании «Укрзализпостач» Евгению Хорощаку. Это при том, что при его руководстве компанию постоянно сотрясают скандалы, связанные с непрозрачными тендерами и завышением стоимости в закупках.
Но больше всего испортило репутацию Пивоварского назначение Александра Завгороднего и.о. главы «Укрзализныци». Как опять-таки оправдывался министр, ему понравилась страница группы в «Фейсбуке», которую вел Завгородний и где активно критиковал его самого. Многим это объяснение показалось странным. Тем более, что журналисты накопали много интересного и на самого Завгороднего. Оказалось, что семейные фирмы нового начальника много лет неплохо зарабатывали на тендерах Приднепровской железной дороги, где он занимал высокий пост. И даже успели задолжать госпредприятию за перевозки. Неужели, министр до назначения Завгороднего не знал о »темных пятнах» его биографии? Если нет, тогда открытым остается вопрос о его профессиональной пригодности.
Что Андрей Пивоварский умеет делать блестяще – это презентовать самого себя.
Однако склонность к самопиару вряд ли поможет Андрею Пивоварскому удержаться на должности. Когда за громкими словами нет никаких реальных дел, это рано или поздно становится заметно. Сейчас, когда премьер Арсений Яценюк всерьез взялся за кадровые чистки в министерствах и ведомствах, деятельность каждого члена Кабмина будет рассматриваться особо тщательно.